Как ёлку ни назови – всё равно праздник
По словам святого Иоанна Златоуста, Рождество Христово – «матерь всех праздников».
По словам святого Иоанна Златоуста, Рождество Христово – «матерь всех праздников». К нему ежегодно готовились и весело встречали на протяжении почти тысячи лет, но было время, праздник оказывался под запретом.
Колядки от патриарха
После того как князь Владимир крестил Русь, Рождество сразу же стали отмечать на государственном уровне. У большинства населения – крестьян зимой особо не было никаких работ, и это оказалось весьма удобно.Рождество предварял одноименный строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.На Рождество молодёжь колядовала. В некоторых российских уголках коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней сообщить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.
Бесовские игрища
Не секрет, что многие церковные праздники уходят корнями в дохристианские языческие времена. Их отголосками можно считать обычай гадать на Святках. Время между Рождеством и Крещением девушки кидают за ворота башмачок, чтобы узнать, откуда явится будущий муж или вглядываются в зеркала при зажжённых свечах, в надежде разглядеть за тёмным стеклом своего суженного. Святки были приурочены к дням зимнего солнцеворота (зимнего солнцестояния), когда в природе происходила смена жизненных циклов, разрушался старый и возникал новый миропорядок, и ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время граница между миром живых и миром мёртвых была особенно зыбкой. Отсюда происходила вера в то, что в период Святок не только мертвецы, но и разнообразная нечисть может беспрепятственно разгуливать по земле, заглядывая в дома к добрым христианам. Это время считалось временем разгула нечистой силы, от которой можно спастись, нарядившись почуднее. Рядиться можно было в кого угодно: в старика, старуху, барина, фельдшера; медведя, коня, козу, быка, журавля или даже в монашку. Ряженые должны были остаться неузнанными, принятыми за «чужих». Православная церковь неоднократно запрещала Святки, называя из «бесовскими игрищами».
Святочные гуляния церковь называла «бесовскими игрищами».
Ёлки-палки
Сейчас Рождество наступает в ночь с 6 на 7 января, это произошло оттого, что страна перешла на новый стиль, а церковные праздники, мы отмечаем по старому.Если среди светских праздников одним из любимейших является Новый год, то среди православных – Рождество Христово. Календарно Новый год и Рождество находятся очень близко, поэтому один праздник плавно перетекает в другой. Не удивительно, что главный праздничный атрибут – наряженная ёлка, теперь считается символом Нового года, хотя изначально ель символизировала райское дерево, а стеклянные шары имитировали запретные плоды – яблоки, а звезда на верхушке ёлки – звезду, которая вела волхвов к младенцу Христу. Раньше ёлку наряжали настоящими фруктами и орехами. Ёлка всегда была рождественской, а не новогодней, как принято её сейчас называть. Подарки под ёлкой, тоже христианский обычай. В память о волхвах, пришедших к Спасителю с дарами, на Рождество принято дарить друг другу подарки.
Государственный атеизм
После Октябрьской революции новая власть стала бороться с церковью. Религию назвали «опиумом для народа» и отделили от государства, которое было объявлено атеистическим. Несмотря на это, вплоть до 1929 года в ежегодных российских календарях церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка. «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» – сочинил в 1931 году поэт-обериут* Александр Введенский и «Не губите ёлки — не празднуйте рождества!»В 30-х ёлку реабилитировали, переименовав в «новогоднюю». Видимо, чтобы побыстрее искоренить церковную подоплёку праздника, к Деду Морозу, раздающему подарки, прибавили ещё один персонаж – внучку Снегурочку.
Антирелигиозная борьба по-шахтински
С этого времени в стране ведётся активная антирелигиозная пропаганда. В «Красном шахтёре» печатают статьи «Воинствующий атеист», «Человек и религия» и т.п. К крупным церковным праздникам приурочиваются, как бы их сейчас назвали, всяческие акции.Например, попытка сорвать богослужение в Петропавловском соборе, шедшее в пасхальную ночь в конце 20-х годов. Около 11 вечера у алтаря появился высокий человек в чёрной блестящей кожанке, из-под которой виднелась портупея. Человек держал в руке будёновку. Он её то надевал, то снова снимал. В большом волнении он произнёс речь, смысл которой сводился к тому, что попы и дьяки обманщики. Послышались возгласы: «Уберите антихриста!» Священники не растерялись, с помощью дюжих прихожан подхватили оратора на руки понесли к выходу. Опустив свою ношу на паперти и перекрестив на прощание, отпустили восвояси. Этим оратором был никто иной как С.М.Клименко – прославленный кавалерист гражданской войны, в честь которого назван один из переулков города Шахты. Но и это ещё было не всё. Часа через полтора к церковной ограде приехала тачанка с кинооборудованием и на стене театра им.Томского стали показывать немое кино. Это была комедия «Пат и Паташон». Надо ли говорить, что на ступеньках собора собралась толпа, чтобы вместо службы в соборе посмотреть кино, которое многие видели впервые в жизни.А в 1939 году сотрудники рабфака и учащиеся фельдшерско-акушерской школы накануне Рождества провели антирелигиозный вечер. Врач школы – товарищ Колесников прочитал лекцию на тему: «Рождество и его происхождение». После неё была показана пьеса на антирелигиозную тему, артистами выступили учащиеся.
На стене театра им. Томского антирелигиозные агитаторы показывали немое кино.
И снова Рождество!
С 7 января 1991 года Рождество – официально нерабочий день. В настоящее время оно является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества. Старые и новые традиции причудливо переплелись. Современному человеку сложно разобраться, где обычай, пришедший от предков, живших сотни лет назад, а где «новодел», которому несколько десятилетий. А может быть оно и ни к чему. Человеку свойственно радоваться хорошему. Как ни назови Ёлку – «рождественской» или «новогодней» чувство волшебства не покидает. Счастливого Рождества, дорогие читатели!
Рождественская ёлка совсем недавно стала новогодней.
*обериут – член ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х годов в Ленинграде.
При подготовке статьи использованы архивные материалы Центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина г. Шахты и ГКУ РО «ЦХАД в г. Шахты Ростовской области».
Подготовила Александра Зайцева
Последние новости
Инвестиции в российскую экономику сохранят рекордный уровень
Зампред Банка России Алексей Заботкин поделился ожиданиями по поводу инвестиций в 2024 году.
Кредиты в Ростовской области: новые рекорды и замедление спроса
Ростовчане оформляют кредиты на рекордные суммы, несмотря на замедление в третьем квартале.
Модернизация больницы Таганрога: федеральные средства на 2025-2027 годы
В Таганроге начнется комплексное обновление главной больницы с выделением значительных бюджетных средств.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией