Стоит ли смотреть новый фильм «Одесса» Валерия Тодоровского?

Одесса, 1970 год, лето. В гости к деду с бабкой приезжают погостить дочь с мужем и внучкой, вторая дочь с мужем и без внучки, а также муж третьей дочери с внуком.

Одесса, 1970 год, лето. В гости к деду с бабкой приезжают погостить дочь с мужем и внучкой, вторая дочь с мужем и без внучки, а также муж третьей дочери с внуком. Город тут же закрывают на карантин из-за эпидемии холеры, которая не то чтобы люто свирепствует - жертвы тогда были, но всерьез, как масштабную трагедию никто это, кажется, никогда не воспринимал: до нас дошли в основном лишь веселые байки о том, как все давились кислым ркацители (якобы холера повышенной кислотности боится) и спорили, какое следует вино употреблять - красное или белое.

"Одесса" Валерия Тодоровского использует эпидемию как фактор, позволяющий надежно заточить персонажей в едином пространстве, чтобы они там как следует попортили себе и близким нервы. Пьеса умещается в декорациях такого как бы типичного одесского дворика, плотно нафаршированного колоритной эстетикой одесского нищенского мещанства, возведенного когда-то одесскими выходцами в карго-культ, который насаждался повсеместно от Таллина до Сахалина, вызывая умиление характерным говором и незамысловатым юмором, опять же характерным. Главная тема на повестке, учитывая национальность действующих лиц, настолько стереотипна, что как-то даже неудобно ее озвучивать. В самом деле, о чем еще спорить евреям в брежневскую эпоху, кроме как об эмиграции в Израиль.

Дочь с мужем, которые без внучки, собираются репатриироваться. Что не нравится главе семейству по идеологическим причинам: у нас есть страна, мы советские граждане, и нечего тут. Мужу другой дочери, который с внуком прибыл, идея тоже не нравится - так как его наклевывающаяся долгосрочная командировка в ФРГ тогда накроется медным тазом. Разговор из плоскости национальностей и гражданства хаотично перетекает на плоскости иных разногласий, вскрывая застарелые душевные раны и тревожа забытые обиды. У кого какие жилищные условия, почему у кого-то они лучше, а у кого-то хуже, и так далее. Родственники в меркантильных разборках соревнуются в праве на звание короля/королевы драмы, и побеждает в конце концов с большим отрывом дед, совершающий весьма экстравагантную попытку суицида. Ярмольник в роли деда, к слову, чертовски хорош и хоть как-то своим мастеровитым лицедейством подслащает созерцание этого истеричного балагана.

Надлежит отметить, единственный русский персонаж, неудачливый (оттого что русский) композитор, вынужденный быть свидетелем непрекращающихся склок, беспробудно пьянствует. И сложно его в том, положа руку на сердце, упрекнуть. А потом Евгений Цыганов в роли мужа с внуком, видимо, заскучав - хотя по его лицу не скажешь, - вдруг, ни с того ни с сего принимается на пустом месте отыгрывать советского Гумберта Гумберта, избравшего себе в Лолиты 15-летнюю девочку из квартиры напротив. И вот уже это не крикливая семейная пьеса, а мелодрама о запретной любви, возникнувшей буквально из ничего. Раз - и взрослый женатый мужчина лежит на пляже, а какая-то юная нимфа страстно обдирает кожу с его обгоревших плеч. Два - и он уже почти готов увезти ее с собой в Москву, понимая, конечно, что это все неправильно, неправильно.

Финала у пошлой и аморальной истории любви как такового нет - заканчивается она скомканно, на полуслове, тремя отчаянными всплесками. Но известие о внезапной порочной связи дает повод для очередного громкого скандала, а громкие скандалы, как вы могли уразуметь, в фильме "Одесса" любят. Кроме того, сама порочная связь дает повод Евгению Цыганову расшевелить мимику и выдавить экспрессию, что, как знают поклонники Евгения Цыганова, большая редкость для него, на вес золота.

Кстати, педофильские мотивы одной набоковщиной не исчерпываются. Вообще для Валерия Тодоровского "Одесса" - еще и частично автобиографическое кино, куда он вложил собственные воспоминания о детстве. Нотки светлой ностальгии тут и там проскакивают: купание в грязи на лимане, раскуривание первой сигареты втихаря с соседским мальчишкой постарше, взрывание карбида в бутылке. Незамутненное пацанское счастье. Собственно, того самого внука, отец которого со школьницей загулял, зовут Валерик, что как бы намекает. И есть здесь сцена, крайне неожиданная, где среднего возраста дама показывает Валерику всю себя, во всей своей выдержанной красе. Основана ли сцена на личном опыте автора - нам то неведомо. Но на всякий случай за Валерика стоит, наверное, порадоваться. Как стоит порадоваться и тому, что 1970-й с эпидемией холеры, равно как и Одесса с ее мещанской эстетикой и тому подобными сопутствующими вещами от нас теперь удалены на относительно безопасное расстояние.

Источник материала

Источник фото

https://www.youtube.com/watch?v=hJvE-puH1q0

Последние новости

Проблемы с освоением бюджета в Ростовской области

Прокуратура озвучила недовольство работой губернатора по переселению жителей из аварийного жилья.

Форум креативных индустрий «Креаторика 2024» в Ростове

С 10 по 13 октября в Ростове состоялся важный форум для креативных профессионалов.

Самозанятые граждане области повышают свою квалификацию

Более 100 участников из 14 муниципалитетов изучают новые возможности для бизнеса.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Видном

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *