Владимир Мау: Снятие языкового барьера изменит всю систему образования

На полях конференции EdCrunch-2019 РБК поговорил с ректором РАНХиГС Владимиром Мау об основных конкурентах вузов в современном мире, успехах нацпроекта «Образование» и о том, как должен выглядеть университет мечты.

На полях конференции EdCrunch-2019 РБК поговорил с ректором РАНХиГС Владимиром Мау об основных конкурентах вузов в современном мире, успехах нацпроекта «Образование» и о том, как должен выглядеть университет мечты.

О конкурентах

Наши основные конкуренты сейчас  – не вузы, ведь как соперничать с ними, давно известно, а технологические компании и корпоративные университеты. За слушателя и студента с классическими высшими учебными заведениями теперь конкурируют стартапы, платформы, которые «стыкуют» людей и технологии, работодателей и потенциальных работников.

И в силу того, что человек начинает понимать и привыкать к необходимости учиться всю жизнь, число этих конкурентов будет становиться все больше.

Об успешных работниках будущего

Мир изменился: раньше можно было получить профессию и всю жизнь работать по специальности. Этим и гордились еще 10 лет назад: одна профессия, один университет, одна запись в трудовой книжке. Теперь для того, чтобы быть успешным, человек вынужден все чаще менять места работы, сферы деятельности и специальности. И учебные заведения должны быть готовы принять эти вызовы. Потому что если не они  – то на эти вопросы ответят другие компании и люди.

Об университете мечты

Конечно, в данном случае любой прогноз на будущее будет неверен. Прежде всего, спросим себя: о чьем «университете мечты» мы говорим? Ректора? Профессора? Или студента и слушателя? Уверен, это будут три разных университета.

Одним из главных факторов, влияющих на становление «университета будущего», является внедрение в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта и, прежде всего, машинного перевода. Он сравняется, да уже сравнялся с переводом, выполненным человеком. Если языковой барьер исчезнет и образование станет трансграничным, мы станем свидетелями появления радикально новой системы образования.

Второй вероятный тренд  – снижение стоимости качественного образования. И главная предпосылка к этому  – сокращение технологических издержек, которое произойдет благодаря цифровизации. Наряду с языковым барьером это превратит университетскую систему в нечто совершенно новое.

Об онлайн-образовании

Нам еще предстоит осознать, что такое университет  – в условиях, когда человек может учиться в онлайн-режиме абсолютно в любой точке мира. Однако часто возникает вопрос, в какой мере образование вообще может быть дистанционным, заочным. На мой взгляд, университет  – это еще и площадка для живого профессионального общения. Передача знаний может уйти в онлайн, а вот социализация и активная профессиональная интеграция  – нет. Поэтому университет как место взаимодействия людей  – студентов и состоявшихся специалистов  – будет сохраняться в той мере, в какой он будет обеспечивать этот дух партнерства и социализации.

О направлениях развития РАНХиГС

Мы сейчас обсуждаем стратегию развития Академии на следующее десятилетие. Ее устойчивость и гармоничное развитие обеспечивается наличием четырех основных элементов. Мы университет прикладного социально-экономического и гуманитарного образования. При этом мы крупнейшая школа государственного управления, а также крупнейшая российская бизнес-школа  – единственная в стране, чья программа имеет все возможные аккредитации. Недавно, несмотря на геополитические сложности, наша Школа бизнеса и делового администрирования первой в России получила аккредитацию Американской ассоциации бизнес-образования (AACSB, Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса.  – РБК). Кроме того, мы являемся крупным исследовательским и консалтинговым центром, работающим, прежде всего, для институтов федеральной, региональной и муниципальной власти. Сочетание и баланс этих четырех основополагающих элементов дают синергетический эффект и очень важны для нас.

О «школе губернаторов»

Уточню, что это школа кадрового управленческого резерва, резерва высокой готовности, а не школа губернаторов. Конечно, большинство кандидатов, которые избирались на посты губернаторов за последние два года, являлись выпускниками этой программы, но кроме них ее закончили и два федеральных министра нынешнего правительства, десяток замминистров, мэры городов.

Мы считаем, что эта программа работает эффективно. Так получается, что выборы выигрывают именно наши выпускники, причем выигрывают безоговорочно и в первом туре. Конечно, должен оговориться, что это заслуга не только нашего образования, но и качественного отбора. Ведь эффективный выпускник  – не только тот, кого хорошо научили (при всей важности этого), но также и тот, кто изначально был эффективным, «на входе» в эту образовательную программу.

О нацпроекте «Образование»

Нацпроект «Образование» отвечает вызовам; это мы видим хотя  бы по тому значительному вниманию, которое сейчас уделяется школьному и дошкольному образованию. Это важно, поскольку долгосрочные цели образования  – улучшение качества человеческого капитала, увеличение человеческого потенциала страны  – лежат на школьном и дошкольном уровне, при всей важности профессионального образования. Кроме того, важнейшим качеством образования становится его непрерывность. Это один из основных механизмов развития человеческого потенциала и экспорта образования, как показателей его качества.

О будущем системы образования

Будущих изменений я опасаюсь, но одновременно и предвкушаю их. Вызовы делают нашу жизнь интереснее, но они несут в себе риски, и к ним надо быть готовыми. Для этого требуется в том числе постоянно обновлять управленческую команду университетов, привлекать к управлению вузами молодых специалистов, которые нацелены на долгосрочные перспективы и открыты инновациям.

О подготовке к изменениям

Ко всем этим изменениям можно готовиться, но на все сто процентов подготовиться невозможно. Если у вас образ жизни меняется не от столетия к столетию и даже не от поколения к поколению, а несколько раз в рамках одного поколения, то вряд  ли к этому можно адаптироваться в техническом смысле. В интеллектуальном, содержательном плане  – конечно да. И на мой взгляд, ответом на этот вызов и должно стать усиление фундаментальной роли образования.

Фундаментальное образование является основой адаптивности или преадаптивности. Адаптивность  – это когда вы предсказываете будущее, преадаптивность  – когда вы стараетесь формировать это будущее и активно влиять на то, каким оно будет. А фундаментальные знания  – это знания, которые не устаревают; то есть устаревающее знание, каким  бы фундаментальным оно ни казалось, не является таковым. И в этом смысле готовность нести в себе фундаментальные знания и становится важным фактором гибкости и преадаптивности.

Оригинал статьи


Последние новости

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Горно-Алтайске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *