Подростковый суицид: как уберечь ребенка от страшного шага

Об этом мы поговорили с главным внештатным специалистом по психиатрии минздрава Ростовской области Сергеем Выгонским Ольга ГОПАЛО Начало учебного года ставит перед родителями новые задачи.

Об этом мы поговорили с главным внештатным специалистом по психиатрии минздрава Ростовской области Сергеем Выгонским Ольга ГОПАЛО

Начало учебного года ставит перед родителями новые задачи. И не только собрать и отправить ребенка в школу, но и сложности, с которыми могут столкнуться как взрослые, так и дети. О правильном психоэмоциональном состоянии детей и подростков мы поговорили с главным внештатным специалистом по психиатрии минздрава Ростовской области Сергеем Выгонским.

ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ

- Время начала школьных занятий как для детей, которые только пошли в первый класс, так и для тех, кто идет в старшие классы, естественно, становится серьезным критическим моментом, - рассказал Сергей Иванович. - Для некоторых кризисом подобного рода является и то, что, в отличие от лета, где ребята были в большей степени предоставлены сами себе, в школе уже предъявляются определенные требования: режим, система рейтингов и оценок, появляется необходимость соответствовать некому социальному образу - например, быть эффективным, успешным и иметь приемлемые отметки.

- И у каждого к этому разное отношение, так?

- Важно учитывать, что все дети - разные по характеру и способностям. Один ребенок обращен во вне - он способен общаться с массой людей, контактировать с ними, участвовать в играх и занятиях. Умеет быстро схватывать поверхностно определенные темы и получать приемлемые для себя оценки.

Но есть дети, например, ориентированные внутрь себя, - это может говорить и о каких-то определенных способностях, например, творческих, а может и о том, что для них такая активная коммуникативная нагрузка - общение со многими сверстниками и учителями - вызывает сложность.

К тому же, не секрет, что существует такой феномен, как давление со стороны школьного и детского коллективов, когда ребенок, скажем, чем-то может отличаться какими-то особенностями и критериями. И эти моменты будут способствовать тому, что так называемая белая ворона будет испытывать состояние повышенного стресса, отсюда и риск суицидального поведения.

- Но ведь не только школа, но и семья может становиться большим стрессовым фактором для ребенка?

- Безусловно, особенно, если семья конфликтная, на грани развода, в ней злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками, или есть члены, имеющие какой-то криминальный характер. Но не только. В зоне риска семья, где мать обладает эмоциональной холодностью по отношению к ребенку, он для нее, например, является нежеланным. И тогда эти факторы также делают пребывание дома источником стресса для ребенка. Есть и другой момент - перемена места жительства, смена привычного круга общения. Все это может стать источником стресса для школьника и иметь все признаки эмоционального напряжения. И таких факторов достаточно много. Но хотел бы отметить, что, кроме социальных и психологических моментов, есть определенные психические расстройства, которые могут быть обусловлены разными факторами и предопределены генетически. И тогда ребенок, страдающий психическим расстройством, готов будет совершить те же суицидальные действия.

Все зависит от того, что уже у ребенка накопилось. У всякого действия, в том числе суицидального, есть своя предыстория.Фото: Михаил ФРОЛОВ

О СУИЦИДАХ И ПРОФИЛАКТИКЕ

- А правда ли, что ссора может спровоцировать суицид?

- Все зависит от того, что уже у ребенка накопилось. У всякого действия, в том числе суицидального, есть своя предыстория. Говоря о суициде, нельзя не затронуть вопрос психоэмоционального напряжения. Говоря о нем, психологи и врачи используют термин «психотравма», то есть некоторые события, которые доставляют человеку душевные раны. Это могут быть и острые масштабные, например, гибель членов семьи, пожар, авто- или авиакатастрофа, наводнения и так далее. А могут быть и такие, как, к примеру, отношение старшего брата или матери к ребенку. Постоянные замечания, наказания и мелкие события накапливаются, создается определенная эмоциональная готовность. Это называется хронической психотравмой. Но, прежде чем она будет реализована, у человека меняется эмоциональное состояния.

- И что делать?

- Существуют антисуицидальные факторы - это идеи, мысли, убеждения, которые человеку препятствуют совершить суицид. На первом месте - эмоциональная близость с родителями. И это главная проблема современности: в силу своей занятости и постоянно ускоряющегося ритма жизни родители забывают, что дети - это открытое живое существо, с которым надо общаться и сохранять эмоциональную связь. Чтобы, в частности, пытаться что-то ненавязчиво подсказать так, чтобы это не вызвало отторжения. Так, если у ребенка, скажем, случился конфликт в школе, то у него есть возможность прийти и поделиться с родителями, которые прежде всего выслушают его обиды и огорчения, дадут какой-то совет, а если необходимо, то и вмешаются в ситуацию.

- Если ребенок не рассказывает и не делится с родителями, как тогда быть?

- Давайте вспомним: мать видит ребенка с момента рождения, и уже в три месяца она по тому, как ребенок себя ведет, может сказать, хорошо ему или плохо, беспокоит его что-то или нет: например, ему жарко, он хочет пить, устал или надо снять памперс. Так и в более взрослом возрасте опытная мать будет иметь возможность уже по поведению ребенка понять, что с ним происходит.

Тревожными звоночками могут стать такие примеры: ребенок замыкается, перестает заниматься обычными занятиями - гулять, смотреть фильмы и пр. А вот если в его рассуждениях прослеживается даже косвенно тема смерти, то тут надо бить тревогу - активно вмешиваться и обращаться к специалистам. В Ростовской области сегодня существуют расширенные службы психологической помощи, школьные психологи. Поэтому важно и нужно привлечь консультанта, чтобы наладить контакт ребенком. Иногда незнакомому человеку проще рассказать, что происходит, почему ребенок огорчен, от чего бы ему хотелось избавиться или что хотелось бы разрешить в лучшую сторону.

- Есть мнение, что если человек много говорит о суициде, то он никогда не пойдет на это, и наоборот...

- Как врач с большим стажем скажу: любые разговоры про суицид должны восприниматься родителями одинаково тревожно. Суициды делятся по классификации, и среди них выделяются те, что делаются с целью шантажа и определенных преференций. Но даже в этом случае есть риск, что они могут случайно закончиться трагически. Поэтому, как только человек заговорил о суициде, надо обращаться к специалистам незамедлительно. И лучше к психиатру - оценить, насколько полноценно с клинической сточки зрения велик риск суицида, назначить медикаменты, решить вопрос о госпитализации может только врач. У родителей таких специальных знаний нет.

БАЛАНС МЕЖДУ ВИРТУАЛЬНЫМ И РЕАЛЬНЫМ

- А вот соцсети. Стоит ли их проверять?

- Действительно, есть такой важный этический момент: должны ли мать или отец знать, чем интересуется в Интернете и с кем общается их ребенок. С моей точки зрения, можно и нужно в этом участвовать. Возможности всемирной паутины позволяют использовать, скажем, псевдонимы. По тому, что обсуждают дети, можно увидеть тревожные признаки и не упустить. Я уже даже не касаюсь тем определенных интернет-групп смерти, пропагандирующих такого рода поведение. Государство наложило запрет на эту пропаганду, чем дополнительно охраняет наших детей. Все нацелено на то, чтобы они выросли духовно здоровыми, успешными и чтобы могли строить свое достойное будущее.

- Сколько можно проводить в Интернете и за играми?

- Совершенно очевидно, что в наше время существует большой дисбаланс в пользу виртуального пребывания при сокращении пребывания в реальном мире. А должен быть четкий баланс. У человека должен быть большой период времени, во время которого он находится в реальном - социальном и природном мирах. Это и возможность выехать куда-то за город, и увидеть, что, кроме человека, существуют другие существа - птицы, животные, и это все обогащает человека и делает сферу его восприятия более разнообразной. Это позволяет осознанно строить свою судьбу, вырабатывать жизненные стратегии по достижению цели в это мире. Понятно, что человек, у которого более четкое понимание виртуального и реального мира, он и больше добьется, и будет более адаптивным.

Любые разговоры про суицид должны восприниматься родителями одинаково тревожно.Фото: Александр ГЛУЗ

ЭКСКУРС В ТЕОРИЮ КРИЗИСОВ

- В каком возрасте ребенку необходимо уделять как можно больше внимания?

- В любом. Давайте совершим небольшой экскурс в теорию кризисов. Человек - существо, которое в силу своего социального характера подвержено тому, что его жизнь состоит из кризисов, и все они связаны с возрастными моментами. Например, в 6-7 лет ребенок идет в школу - это кризис. Раньше он шел в детский сад, и для него это тоже кризис, когда мама тянет его туда, а он не хочет и плачет. Ребенок не понимает, что маме надо идти на работу, зарабатывать деньги, чтобы семья могла как-то чувствовать себя приемлемо в материальном плане. То есть и до подросткового возраста уже существует ряд кризисов, которые могут способствовать росту эмоционального напряжения у ребенка.

Но если брать во внимание весь детский и подростковый возраст, то последний как переходный этап ко взрослой жизни является наиболее важным: ребенок переживает период, во время которого он из прототипа человека-личинки превращается в полноценное социальное существо.

- Как долго этот процесс может длиться?

- По некоторым данным, такой период начинается с 12-13 лет и может длиться до 25 лет в некоторых случаях. Например, по возрасту, казалось бы, взрослый мужчина, а с признаками инфантилизма и зависимости от семьи. И это может рассматриваться как период кризисного становления человека.

- А почему так долго?

- Здесь роль играет современное социальное становление через увеличение периода обучения. То есть ребенок учится 11 лет в школе, потом институт - 4-6 лет, далее он молодой специалист - еще лет пять. То есть чуть ли не половина жизни у него уходит на то, чтобы он дорос до какого-то своего социального состояния. Все эти моменты удлиняют период становления и приносят свои риски.

- Какие?

- Они связаны с появлением новых социально-коммуникативных технологий - гаджетов и Интернета, усугубляющих риски. В результате чего индивид уходит от человеческого общения лицом к лицу и увеличивает общение, при котором не видит своего партнера по общению, и из-за этого он эмоционально обедняется: уходит момент искренности и открытости в общении, появляется возможность каких-то манипулятивных действий. И это, безусловно, вносит свой вклад в формирование психологического портрета современного человека.

Он, по сути, уходит от открытого искреннего общения с кем-то, а приходит к тому, что возрастает ощущение одиночества - мол, ты никому не нужен, появляется ощущение бесцельности жизни.

Главный внештатный специалист по психиатрии минздрава Ростовской области Сергей Выгонский. Фото: БОГОМОЛОВ Илья.

«СЕМЬЯ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ»

- Давайте поговорим о профилактике...

- В первую очередь, ребенок должен ощущать поддержку родителей и не бояться рассказывать им о том плохом, что с ним произошло. Когда мы анализировали суицидальные случаи, то подростки зачастую боялись говорить, опасаясь наказания. Родители должны понимать, что ребенок может прийти рассказать о самом плохом, и семья - главный фактор его безопасности пребывания в этом мире. Есть и другие антисуицидальные барьеры - творческое развитие личности - та, которая обогащается, обладает большим потенциалом для того, чтобы не совершить такой поступок. На развитие личности влияют и занятие спортом - расширяют физические возможности и творческие занятия - фото и рукоделие. Это все позволяет общаться и развиваться. Есть и религиозные факторы - мы должны помнить, что Россия - многоконфессиональная страна, и это часть нашей культуры, в том числе исторической. И это фактор также препятствует совершению суицида.

- Вы еще говорили про цели...

- Как мы знаем, суициды совершаются там, где у человека нет цели жизни, когда она бессмысленна. Если жизнь не имеет ценности, то зачем она нужна, и, как результат, следующий шаг - к конкретным действиям. Поэтому цель должна быть, а перед глазами образ, которого хочется достичь. Выбор профессии позволят определить цель в жизни - это учеба, рост, стремление добиваться того, что ты хочешь. Человеку важно иметь представление о том, что он хочет в жизни получить, - какие свои навыки развить, чем заниматься, что планировать в жизни сделать, в том числе какой будет его семейная жизнь, сколько у него будет детей и чему он будет их учить. Все это это не просто наличие целей в жизни, а сдерживающий факт для таких ситуаций. Еще и еще раз повторяю: когда в семье есть эмоциональная связь и близость, то это значительно уменьшает риск суицида.

- Родители даны ребенку свыше для того, чтобы его наставлять и обучать, - сказал в завершение разговора Сергей Выгонский. - Именно в семье он получает навыки и представления, как жить в мире и строить взаимоотношения, и уже потом несет их дальше по жизни. Он получат заряд, который помогает ему преодолевать большое количество жизненных трудностей, - потерю работы, какие-то неприятности и так далее. Масса примеров, которые могут быть решаемы, когда в семье царит взаимопонимание. Давайте помнить о том, что ребенок - сложное духовное существо. Поэтому и надо строить взаимоотношения так, чтобы они были доверительными как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. А без этого никакой прогресс невозможен.

ИСТОЧНИК KP.RU

Последние новости

Проблемы с освоением бюджета в Ростовской области

Прокуратура озвучила недовольство работой губернатора по переселению жителей из аварийного жилья.

Форум креативных индустрий «Креаторика 2024» в Ростове

С 10 по 13 октября в Ростове состоялся важный форум для креативных профессионалов.

Самозанятые граждане области повышают свою квалификацию

Более 100 участников из 14 муниципалитетов изучают новые возможности для бизнеса.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Южно-Сахалинске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *