Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.

В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.

Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.

Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.

Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.

По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.

Новые течения в российской живописи начала XX века вызывали возмущение у приверженцев классического стиля. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, активно экспериментировали с формой и цветом. Несмотря на то, что он был наиболее традиционным среди своих коллег, вводя новые формы в картины, соответствующие академическим канонам, его творчество отражало основные тенденции того времени.

В поисках своего стиля молодежь уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. В творчестве Александра Шевченко можно увидеть, как развивалось русское искусство начала XX века. Он любил экспериментировать с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Он был близок к группе художников «Ослиный хвост», входил в общество «Маковец» и участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Позднее из его учеников он организовал «Цех живописцев».

Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его работах уже было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов. Он изучал работы Поля Сезанна и всегда считал, что тот научил его видеть, ценить и понимать старых мастеров. В его более поздних работах заметны мотивы ироничного примитивизма. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и наблюдал за истоками этого течения в русской иконописи и лубочной живописи.

Несмотря на то, что Александр Шевченко вернулся к символизму, его новый символизм был характерен обобщенностью форм и монументальностью композиции. Его творчество пропитано множеством новаторских идей, и он всегда пытался осмыслить задачи искусства, не принимая ни одно течение до конца.

В течение нескольких лет после того, как Александр Васильевич провел несколько лет на фронте первой мировой войны и получил серьезное ранение, октябрьская революция принесла в его жизнь множество событий: выставки, творческие объединения и разработку принципов нового искусства.

По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и стал их директором. Кроме того, он участвовал в создании Музея художественной культуры. Однако в течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.

Сразу после революции Александр Васильевич начал преподавать. Более 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, которые позднее стали ВХУТЕИНом. Он был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа в течение многих лет, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последние годы жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи: в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, а его студенты любили его за его интеллигентность и внутреннее благородство.

Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия. В этот период работы Александра Шевченко на его монографии были приостановлены, а его картины были отправлены в запасники в музеях. Тем не менее, его работы продолжали выставлять не только зарубежом, в Англии, Италии, Германии и Швейцарии, но и в России.

Династия художников Шевченко

В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.

вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.

Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар

Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.

Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.

Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.

Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.

Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.

Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *